Цель: развитие лексико-грамматических компонентов речи.
Предлагаем вместе с детьми вспомнить сказку про кота Тихоню и мышей, а затем выполнить интересные задания.
Задания:
1. Игровое упражнение «Кто что делает?»
- расширять лексический запас слов-действий (глаголов);
- упражнять в изменении глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее время);
Предложить детям подобрать как можно больше слов – действий к объекту и рассказать, что делает кот Тихоня, что делал, что будет делать? Что делает, делала, будет делать одна мышка, а мыши? Например: кот смотрит, смотрел, будет смотреть.
2. Игровое упражнение «Великан – Кроха»
- упражнять в понимании функции суффиксов -ик-, -ищ- в словообразовании;
Рассказать ребенку историю:
Стоял дом. В нем жил кот Тихоня. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата Великан и Кроха.
Кроха был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Великан был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище поселился котище. У котика был ротик, …… (дальше продолжает назвать ребенок). А у котища были: ротище, ...... (дальше слова образовывает ребенок)
К мышке тоже пришли в гости Великан и Кроха. Что было дальше?
3. Игра «Прятки»
- упражнять в образовании притяжательных прилагательных, правильно отвечать на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Кот Тихоня пригласил гостей. Отгадай, кто пришёл в гости к Тихоне? Что бы не скучать они решили поиграть в прятки. Куда спрятались гости? Чья голова выглядывает из – за забора? (волчья, кошачья, мышиная, лебединая, ежиная) Чьи глаза смотрят на вас? Чей виден нос, клюв, крылья? Кто лишний среди гостей и почему?
4. Игра «Размышляем вместе»
- учить осмысливать значение поговорки или пословицы, побуждать к активному обсуждению текста;
Предложить ребёнку послушать и повторить пословицы. О чём в них говорится?
- Кот из дома - мыши в пляс.