Ульянова Анна Владимировна

И.о. заведующего МБДОУ №122

Тел.: (8152)53-47-88

     

Предпосылки сформированности учебных навыков у детей при поступлении в школу

  • Положительно относится к школе
  • Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства
  • Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека
  • Умеет уважать достоинство других
  • Умеет беречь свои вещи
  • Любит свою семью
  • Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре
  • В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров
  • Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила
  • Может поддержать разговор на интересную для него тему
  • Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности
  • Умеет делать самооценку и себе и своим действиям
  • Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

"Внутренняя позиция школьника" - что это такое?

Наши дети растут, и наступает один из самых важных моментов в жизни ребенка и его родителей – поступление в первый класс. Педагоги детского сада и школы много говорят о важности формирования внутренней позиции школьника. Но что это такое?

Самоощущение ребенка, его психологическая готовность к самому процессу обучения, некоторые общие умения и навыки – вот из этого и складывается эта позиция.

1. Критерий Я хочу учиться! Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2. Я готов к познанию! Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе.

3. Я – субъект детского сообщества! Предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988)

Ребенок, готовый к поступлению в школу, обладает некоторыми личностными качествами, которые помогают сформировать дальнейшие учебные навыки и благополучно учиться в школе.

Откуда берется жадность?

Эгоизм и жадность обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. Эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишенные любви, заботы. Жестокость или равнодушие к ребенку приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, трудным в общении. Ребенок будет неверно расценивать обладание вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Малыш может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться чем-то с другими может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он, окружая себя игрушками, как суррогатом теплых чувств, которых у него не было или было мало.

В перевоспитании эгоистичных детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело - избалованные дети, дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребенка в исключительные условия, учите делиться всем, что у него есть, делите все поровну между членами семьи.

Совсем другое дело - ребенок, травмированный, тревожный, ожесточенный, лишенный ласки и любви. Такому ребенку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения. Ему необходимо пережить успех, получить одобрение.

Когда в детскую коллекцию вещей и игрушек взрослые добавляют свое время и самих себя, то окажутся в ней самой большой ценностью. Значение же остальных вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным.

Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца всему живому на Земле. Но любовь должна проявляться в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости, а не быть слепой.

Если ребенок говорит неправду

Почти каждый родитель однажды сталкивается с детской ложью. Почему дети лгут?

  • дети лгут, чтобы произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви;
  • чтобы скрыть свою вину, избежать наказания;
  • выразить свою враждебность.

Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не задавайте вопросов. Не провоцируйте новую ложь. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, что надо было сделать вместо того, что сделал он.

Из всех способов пресечь ложь самый бесполезный - пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на детскую ложь лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться заслужить похвалу, избежать наказаний и упреков. В то же время его враждебность лишь усилится из-за того, что с ним обошлись грубо.

Кроме того, сами взрослые то и дело путают представления ребенка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Например, просят ответить, что их нет дома, чтобы не отвечать не нежеланный звонок. Ребенок понимает, что в каких-то случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда сам лжет.

Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем более хорошее впечатление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.

Игры и игрушки для вашего ребенка

Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно без игрушки.

Игрушки для ребенка – это та среда, которая позволяет понять окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства.

Читайте продолжение в файле.

Семь правил наказания

(из книги В. Леви «Нестандартный ребенок»)

  • Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение: наказывать или не наказывать, то лучше не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких «на всякий случай»!
  • За один раз – одно. Даже если проступков совершено необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  • Наказан – прощен! Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жить сначала!
  • Без унижения! Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание действует в обратную сторону!
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения. Запомните!

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

Составитель педагог-психолог: Шемякина Илона Николаевна