«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму»
(Китайская мудрость)
Умение видеть и понимать окружающий мир не даётся ребёнку от рождения. Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослых.
Не обязательно знакомство ребёнка с предметным миром следует начинать посредством зрения. Там, где это возможно, нужно приучать детей узнавать признаки и свойства предметов с помощью осязания, обоняния, слуха, вкуса и т. д. Участие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения в процессе восприятия свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира способствует их активному развитию и формированию умений детей опираться на получаемую информацию.
Для узнавания объектов с помощью осязания можно предложить детям следующие игры:
*«Чудесный мешочек» с прорезями по бокам, который наполняется различными знакомыми ребёнку предметами и ребёнок, ощупывая предмет, называет его размер, форму, фактура осязаемой поверхности (твёрдый – мягкий, гладкий – шероховатый и т. д.), возможные детали (кузов, колеса… или ручка, круглые стенки, дно и др.), а затем извлекает из мешочка предполагаемый предмет.
*«Что бы это могло быть?» игра, в которой вы выключаете зрительный анализатор, завязав ребёнку глаза, даёте в руки предмет, который он тем же путём, что и в предыдущей игре обследует с помощью рук, включая при необходимости обоняние, вкусовые рецепторы, узнаёт и называет его.
*«По тропинке по дорожке…» игра, где также выключается зрительный анализатор и предлагаются предметы, напоминающие дорожки (плотные шарфы, дощечки, бумажные полоски разной фактуры и др.), ребёнок, водя по дорожке обеими руками или одной рукой, отдельными пальцами руки или всеми, называет её фактуру.
*«Закатки на зиму». Без участия зрения ребёнок раскладывает по банкам разного размера, а может быть и формы, игрушечные овощи или фрукты, а затем подбирает и закручивает нужную по размеру крышку.
Для узнавания предметов с помощью обоняния можно предложить такие игры как:
*«Отгадай по запаху» или «Что бы это могло быть?», где ребёнок с завязанными глазами угадывает различные запахи: овощей, фруктов и других, узнаваемых по запаху продуктов. Здесь же вы можете успешно обучать узнаванию других запахов (духов, растений, лекарств и т. д.).
Подобным образом можно обучать детей распознаванию вкусовых качеств, всего того, что можно попробовать.
Для развития слухового восприятия предлагайте детям слушание различных звуков из серии «Театральные шумы»: голоса птиц, животных, звуки природных и бытовых явлений и др. При ознакомлении детей с музыкальными инструментами (дудочка, бубен, барабан, ложки, колокольчик, металлофон, ксилофон, гармонь, аккордеон) сначала предлагайте их прослушивание по отдельности, а затем в оркестре. Полезно после прослушивания поинтересоваться у ребёнка, звучание каких музыкальных инструментов он слышал, а затем предложить угадать название музыкальных произведений из репертуара П. И. Чайковского «Времена года», Кабалевского «Клоуны», «Наш край», «Четвёрка дружных ребят», М. И. Глинки «Жаворонок», «Камаринская», «Руслан и Людмила», Прокофьева «Утро», «Прогулка», «Вечер», «Дождь и радуга», «Ходит месяц за лугами» и др. Очень отчётливо различимо звучание музыкадьных инструментов в народной музыке, польках, маршах.
Желаем Вам приятного времяпровождения с Вашим ребёнком!