ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска № 122

Интернет-магазин nachodki.ru

«Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму»

(Китайская мудрость)

Умение видеть и понимать окружающий мир не даётся ребёнку от рождения. Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослых.

Не обязательно знакомство ребёнка с предметным миром следует начинать посредством зрения. Там, где это возможно, нужно приучать детей узнавать признаки и свойства предметов с помощью осязания, обоняния, слуха, вкуса и т. д. Участие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения в процессе восприятия свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира способствует их активному развитию и формированию умений детей опираться на получаемую информацию.

Для узнавания объектов с помощью осязания можно предложить детям следующие игры:

*«Чудесный мешочек» с прорезями по бокам, который наполняется различными знакомыми ребёнку предметами и ребёнок, ощупывая предмет, называет его размер, форму, фактура осязаемой поверхности (твёрдый – мягкий, гладкий – шероховатый и т. д.), возможные детали (кузов, колеса… или ручка, круглые стенки, дно и др.), а затем извлекает из мешочка предполагаемый предмет.

*«Что бы это могло быть?» игра, в которой вы выключаете зрительный анализатор, завязав ребёнку глаза, даёте в руки предмет, который он тем же путём, что и в предыдущей игре обследует с помощью рук, включая при необходимости обоняние, вкусовые рецепторы, узнаёт и называет его.

*«По тропинке по дорожке…» игра, где также выключается зрительный анализатор и предлагаются предметы, напоминающие дорожки (плотные шарфы, дощечки, бумажные полоски разной фактуры и др.), ребёнок, водя по дорожке обеими руками или одной рукой, отдельными пальцами руки или всеми, называет её фактуру.

*«Закатки на зиму». Без участия зрения ребёнок раскладывает по банкам разного размера, а может быть и формы, игрушечные овощи или фрукты, а затем подбирает и закручивает нужную по размеру крышку.

Для узнавания предметов с помощью обоняния можно предложить такие игры как:

*«Отгадай по запаху» или «Что бы это могло быть?», где ребёнок с завязанными глазами угадывает различные запахи: овощей, фруктов и других, узнаваемых по запаху продуктов. Здесь же вы можете успешно обучать узнаванию других запахов (духов, растений, лекарств и т. д.).

Подобным образом можно обучать детей распознаванию вкусовых качеств, всего того, что можно попробовать.

Для развития слухового восприятия предлагайте детям слушание различных звуков из серии «Театральные шумы»: голоса птиц, животных, звуки природных и бытовых явлений и др. При ознакомлении детей с музыкальными инструментами (дудочка, бубен, барабан, ложки, колокольчик, металлофон, ксилофон, гармонь, аккордеон) сначала предлагайте их прослушивание по отдельности, а затем в оркестре. Полезно после прослушивания поинтересоваться у ребёнка, звучание каких музыкальных инструментов он слышал, а затем предложить угадать название музыкальных произведений из репертуара П. И. Чайковского «Времена года», Кабалевского «Клоуны», «Наш край», «Четвёрка дружных ребят», М. И. Глинки «Жаворонок», «Камаринская», «Руслан и Людмила», Прокофьева «Утро», «Прогулка», «Вечер», «Дождь и радуга», «Ходит месяц за лугами» и др. Очень отчётливо различимо звучание музыкадьных инструментов в народной музыке, польках, маршах.

 

Желаем Вам приятного времяпровождения с Вашим ребёнком!

Уважаемые родители!

Дети с нарушением зрения развиваются по тем же законам, что и нормально видящие. Но в отличие от нормально видящих, у детей с функциональным нарушением зрения, выделяются специфические особенности разных видов восприятия. Зрительное восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, нечёткостью, искажением восприятия. При этом, дети со зрительной патологией испытывают серьёзные трудности не только в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, но и в овладении графическими, практическими и измерительными навыками в умении целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картинки, композиции, трудности в узнавании предметов, изображенных в различных модальностях (контур, силуэт) и многое другое.

Поэтому детей младшего возраста (с 3 до 4 лет), независимо от того какое развитие имеет зрительный анализатор: нарушенное или нормальное следует целенаправленно учить:

  • Замечать цвет (красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный), форму (круг, квадрат, треугольник, овал), величину (большой, маленький), пространственное положение предметов окружающего мира (слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, высоко, низко).
  • Соотносить сенсорный эталон цвета с цветным реальным предметом.
  • Соотносить форму геометрических фигур с формой реальных предметов.
  • Находить предметы, геометрические фигуры определённого цвета, формы, величины в окружающем мире.
  • Соотносить изображения на картинке с реальными объектами по силуэтному и контурному изображению.
  • Заполнять прорези с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) соответствующими фигурами по размеру и цвету.
  • Группировать однородные предметы по форме, цвету, величине.

Детей среднего возраста (с 4 до 5 лет) следует обучать:

  • Анализировать основные признаки предметов (цвет, форму, величину, пространственное положение предметов).
  • Различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
  • Закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов (красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный, оранжевый, голубой, белый).
  • Сличать и называть величину предметов путём наложения и приложения.
  • Сличать контурные, силуэтные, графические изображения с реальными предметами.

Старших дошкольников (с 5 до 6 лет) следует учить:

  • Целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности, формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов.
  • Описывать предметы и находить их по описанию («Мяч – большой (маленький), красного цвета, круглой формы» - самостоятельное описание предмета ребёнком; «Этот предмет большой, красного цвета, круглой формы. Что это?» - описание предмета взрослым.
  • Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.
  • Создавать цветные панно, картинки по образцу, словесному описанию взрослого, по схеме, рисунку из вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений.
  • Отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объёмные фигуры (шар, эллипсоид, конус, куб, призма), использовать их формы как эталон для анализа основной формы реальных предметов.
  • Отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине (по высоте от большого до маленького и наоборот, по длине от широкого до узкого и наоборот, по ширине, по толщине).
  • Выделять и обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине: «Окна выше двери», «Шкаф выше стола», «Вова выше Кати, но ниже Толи» и т.д.
  • Определять отдалённость предметов с точкой отсчёта от ребёнка и друг от друга (далеко, близко, ближе, дальше; высоко, низко, ниже, выше и т.д.)
  • Понимать заслонённость одного объекта другим при изображении и в действительности.

На выпуске в школу (от 6 до 7 лет) дети должны научиться:

  • Создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника – ромб; треугольник и квадрат – пятиугольник и т.д.).
  • Читать иллюстрации, понимать заслонённости, зашумленности изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне дома, пересечение полос, линий и др.);
  • Проводить замеры с помощью условных мер; сличать размеры разных предметов.
Хотите, чтобы развитие вашего ребёнка было успешным?
Значит, помогайте ему развиваться, не потому, что…, а вопреки всему.

Искренне желаю вам удачи!

Зрение представляет собой сложную форму отражение окружающего мира. Нарушения зрения – бедность в получении информации и трудности в регуляции поведения в социуме.

Начался учебный год…Увеличились зрительные нагрузки…Давайте вспомним несколько простых упражнений для снятия зрительного утомления.

Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Проделайте следующий комплекс упражнений:

«Пальминг»

Сложите очень плотно ладони, разместив их под прямым углом так, чтобы образовалась фигура похожая на крышу, через которую не проникал бы свет. Закройте глаза веками и прикройте ладонями, но следите, чтобы скрещивание ладоней приходилось на центр лба, в нос находился между ними. Сидим так около пяти минут. С помощью этого упражнения мы «прогреваем» глаза энергией собственных ладоней.

«Вверх-вниз»

Постарайтесь, чтобы подвижными были только глаза, а голова оставалась на месте. Несколько раз двигаем глазами вверх-вниз.

«Вправо – влево»

Двигаем глазами справа налево и наоборот.

«Диагонали»

Мысленно рисуем диагональные линии. Проводим вдоль этих линий глазами 3-4 раза. Помним, что голова остается на месте, двигаются только ваши глаза.

«Циферблат»

Представляем часы, двигаем глазами по часовой стрелке по кругу, и точно так же против часовой стрелки.

Все упражнения выполняются медленно и без резких движений. Заметьте, что перед каждым следующим упражнением нужно немного поморгать (это отлично расслабляет мышцы глаз). Каждое упражнение повторяем 4 раза.

Берегите зрение своих детей!

Уважаемые родители!

Ваш ребенок посещает группу для детей с нарушением зрения. Для успешного лечения, воспитания и обучения наших детей Вы должны строго соблюдать и выполнять назначения врача, рекомендации учителя – дефектолога, логопеда, воспитателей.

Необходимо:

Учить ребенка правильно обращаться с очками:

  • Не хватать за стекла
  • Не бросать, где попало
  • Класть на дужки, а не на стекла
  • Хранить в определенном месте
  • Хранить не только свои очки, но и других детей!

Необходимо для ребенка с нарушением зрения создать дома специальные условия для игр и занятий:

  • Везде, где находится ребенок, должна быть достаточная освещенность.
  • Неустанно следить за осанкой ребенка во время занятий. Дети не должны низко наклоняться: расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее расстояния от локтя до пальчиков ребенка.
  • Если у ребенка сходящееся косоглазие необходимо организовать работу (рассматривание картинок, рисование) на подставках от 45 до 15
  • В целях создания лучшей контрастности следует подкладывать под рабочий материал лист однотонной бумаги.
  • Всегда стоит помнить о вреде, который наносит просмотр телевизионных передач, на ослабленный, не сформированный зрительный анализатор ребенка.
  • Укрепляйте здоровье ребенка, закаливайте его, побольше бывайте на свежем воздухе, так как болезни сдерживают положительный результат в лечении.
  • Будьте чрезвычайно внимательны к своему ребенку, будьте спокойны и терпеливы.

Всегда помните: вашему ребенку требуется больше времени на рассматривание, обследование, выполнение разных заданий, большее количество повторений при показе способов действий.

Успехов Вам!

Регистрация

Проект при поддержке компании RU-CENTER
безопасно для детей